Морфемика и словообразование

Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА — это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА — это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

морфемы, морфемика, словообразование

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые — только из основы.

В основу обязательно входит корень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть приставки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

— словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
— формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

Чередование звуков в слове

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

— чередование гласных:

е — о: везу — возить,
е(е) — о — и: зажёг — поджог — поджигать,
е — а: день — дня,
е — ноль звука: корень — корня,
е-и: завесить — виснуть,
о — а: заря — зори,
о — ноль звука: сон — сна,
о — ноль звука — ы: посол — послать — посылать,
а(я) — им: замять — заминать,
а(я) — ин: занять — занимать,
у (ю) — ов (ев): жую — жевать, клюю — клевать,
у — о — ы: сухой — сохнуть — засыхать,
и — ой: бить — бой,
е — ой: петь — пой и т.д.

— чередование согласных:

г -ж -з: друг — дружить — друзья,
к — ц- ч: лик — лицо — личный,
д — ж — жд: водить — вожу — вождение,
д,т — ст: веду — вести,
ст — щ — с: расти — выращивать — вырос,
к,г -ч: помогу — помочь,
х -ш: глух — глушить,
з -ж: возить — вожу,
зг — зж: брызгать — брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б — бл: любить — люблю,
п — пл: купить — куплю и т.д.

В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

— простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
— сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз — два корня соединены соединительной гласной).

Однокоренные (родственные) слова — это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож — сторожевой — сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» — это две разные формы одного и того же слова.

Этимология

ЭТИМОЛОГИЯ — это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения — источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

Словообразование

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

  • аффиксация:

    — префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    — суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    — префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

  • безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
  • словосложение (новое слово образуется путем сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
  • аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).

2. Неморфологические способы:

• Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик — дежурный по классу).

• Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как ‘вселенная’ и «мир» как ‘состояние без войны’).

• Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате объединения двух и более слов: сейчас — сей час).