Стилистико-синтаксические ошибки

Нарушение связи между членами простого предложения

  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.Неправильно: Выставка-просмотр открыт ежедневно.
    Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно.

    Неправильно: Несколько ребят вышли из леса.
    Правильно: Несколько ребят вышло из леса.

    Неправильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказали огромное влияние на мировоззрение Павла.
    Правильно: Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказала огромное влияние на мировоззрение Павла.

  • Падежное несогласование имен.
    Неправильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской.
    Правильно: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской.
  • Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии (НЕ Англия, Франция, Италия!).
  • Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного:
    Неправильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
    Правильно: Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.
  • Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление.
    Неправильно: Трест организовал и руководит предприятиями.
    Правильно: Трест организовал предприятия и руководит ими.
  • Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов:
    Неправильно: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.
    Правильно: Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры.
  • Пропуск необходимых слов:
    Неправильно: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
    Правильно: Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол.
  • Нарушение границ предложения (правило не строгое, нарушения могут диктоваться стилевыми особенностями).
    Пример: Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
    Лучше: Охотник положил ружьё, привязал собаку, и пошёл к зверю.

Стилистико-синтаксические ошибки

Нарушение связи между членами сложного предложения

  • Загромождение сложного предложения придаточными.
    Пример: Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
    Лучше: Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного.
  • Разнотипность частей сложного предложения:
    Неправильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции.
    Правильно: В докладе выдвинуто два положения: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции).
  • Смешение конструкций главного и придаточного предложений:
    Неправильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском.
    Правильно: Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском.
  • Неправильное совмещение конструкций простого и сложного предложений:
    Неправильно: Пьеса разоблачает “тёмное царство” и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
    Правильно: Пьеса разоблачает “тёмное царство”, показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
  • Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предложения:
    Неправильно: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
    Правильно: На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
  • Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого существительного:
    Неправильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует.
    Правильно: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.
  • Неоправданное повторение одинаковых союзов.
    Пример: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
    Лучше: Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
  • Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов.
    Пример: Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
    Лучше: Он считал, что мы его неправильно поняли. или Он считал, будто мы его неправильно поняли.
  • Неверное употребление союзов и союзных слов:
    Неправильно: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
    Правильно: Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.
  • Смешение прямой и косвенной речи:
    Неправильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
    Правильно: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт. или Корчагин твёрдо заявляет: “К будёновцам я обязательно перейду”.