Грамматические ошибки

Существительное

  • Неправильный выбор падежного окончания: облаки вм.облака, выборавм. выборы, с повидлой вм. с повидлом, без рельс вм. без рельсов, нет время вм. нет времени;
  • Неверный выбор падежа: удивляюсь его силой вм. удивляюсь его силе; жажда к славевм. жажда славы; мечта к свободе вм. мечта о свободе.
  • грамматические ошибки

  • Существительные мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание -у (а не ). Примеры ошибок: Ни слухани духавм. Ни слуху ни духуС мира по нитке вм. С миру по нитке.
    Существительные мужского рода 2 склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание , в случае объектного значения – окончание -е: Деревья в вишнёвом саду (НЕ в саде!); Декорации в “Вишнёвом саде” (НЕ в саду!).
  • Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (форма мн. ч. может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: радости жизни, животные жиры): В партизанском движении(НЕ в партизанских движениях!) участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание (НЕ понимания!) русской природы.
  • Несочетаемость форм управления: Обнародована петиция, подписанная свыше миллионаграждан вм. Обнародована петиция, подписанная свыше, чем миллиономграждан.

Прилагательное

  • В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки: Жизненный путь героятяжёл и трагичныйвм. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.
  • Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного: Сюжет рассказа интересен(НЕ интересный!) во многих отношениях.
  • Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:Это произведение более худшее вм. Это произведение ещё хужеСамый способнейший студент вм. Самый способный студент.
  • Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен: Его вклад в работу был существен (НЕсущественен!).

Числительное

  • При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав: В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти!) метров.; при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого!) года.
  • Собирательные числительные (двое, трое) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок: двое шахматисток вм. две шахматистки, троезайцев вм. тризайца.
  • Недопустимо употребление формы обас существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе): в обеих (НЕ вобоих!) квартирах, обеими (НЕ обоими!) подругами.

Местоимение

  • Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вм. их ребёнок, около его вм. около него.
  • Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для нейнет имени вм. Для неёнет имени.
  • Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
    Неправильно:Когда Ниловнавезла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
    Правильно: Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.

    Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
    Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.
     

  • Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
    Неправильно:В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди нихпроцветают взяточничество, беззаконие, воровство.
    Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
  • Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
    Неправильно:Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.
    Правильно:Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

    Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)
    Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

Глагол

  • Ошибочное образование глагольных форм: ложит вм. кладет, ездиет вм. ездит.
  • У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов: Я могу ощутить (а НЕ я ощущу), я надеюсь победить (а НЕ я побежу),я должен убедить (а НЕ я убежу).
  • Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива)результаты подытоживались (а НЕ подытоживовались)
  • При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: После лекций слушатели нередко задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности: После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.
  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.
    Неправильно:Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
    Правильно:Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

Причастие

  • Недопустимо одновременное использование суффиксов -ова- и -ем- (-им-)исследоваемый процессвм. исследуемый процесс.
  • Нельзя опускать частицу -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов: В центре повести представитель нарождающегося (НЕнарождающего!) класса буржуазии.
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или с окружающей лексикой: На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших (НЕ отсутствующих!) по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего(НЕ господствующего!) в то время в России.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Пример ошибки: отредактированнаярукопись редактором вм.отредактированная редактором рукописьили рукопись, отредактированная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному непосредственно (спереди или сзади). Разносить их не следует.
    Неправильно:Горная цепьтянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
    Правильно: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад. Либо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

Деепричастие

  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
    Неправильно:Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
    Правильно:Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
  • В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.
    Неправильно:Читаястатью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.
    Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив)
  • Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.
    Неправильно:На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.
    Правильно:На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.